СЕНСОМОТОРНАЯ СРЕДА – МИР СКАЗОК
И ФАНТАЗИЙ
С сентября 2021 года по май 2022 года мы реализовали проект "Совушкины объятия" - создание условий для развития сенсомоторной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья», который является победителем конкурса, проводимого Фондом президентских грантов.
Проект «Совушкины объятия» - наш герой, первый проект-победитель.
Этот проект направлен на создание эффективных условий, обеспечивающих развитие сенсомоторной интеграции детей с ОВЗ, через специально организованное пространство с набором специальных подвесных снарядов для занятий по методу сенсомоторной интеграции «Дом совы».
«Дом Совы» — единственный в России сборно-разборный сенсорно-динамический зал с целым набором специальных подвесных снарядов для проведения занятий по методу сенсорной интеграции. Дом Совы сертифицирован и рекомендуется для использования в образовательных и детских дошкольных учреждениях.
Такой зал может быть применим как для работы с детьми по восполнению сенсорного опыта, в первую очередь, восприятия и действий, так и для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Все снаряды выполнены из прочных современных материалов и рассчитаны на длительное использование. Они являются главными героями наших занятий.
С помощью оборудования «Дом Совы» педагоги создают игровой мир, создают искусственную физическую среду, а с помощью метода «Совопрактика», используя игровой сюжет делают этот мир живым. Ребенок познает свой внутренний и окружающий мир через движение.
Занятия в Доме Совы рекомендованы при:
- проблемах двигательной системы;
- неуклюжести, моторной неловкости;
- ДЦП легкой формы;
- задержках развития;
- нарушениях навыков общения и обучения;
- аутистических расстройствах;
- гиперактивности;
- тревожности, агрессии.
«Дом совы» – это безопасное место, где ребенок может познавать свои движения и возможности тела. Как я уже сказала, комплекс «Дом совы» - уникален и каждый снаряд, каждый тренажер в нем играет важную роль и приобретает разный характер в зависимости от игрового сюжета.
Занимаясь в «Доме Совы», ребёнок эффективно осваивает свои двигательные навыки. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию не только физической силы, но также и телесной пластики, ловкости, баланса и координации. Развитие получает не только тело, но и мозг. Разнообразные способы использования тренажёров «Дома Совы» создают многочисленные задачи, которые ребёнок решает за счет своей двигательной активности.
Предлагаю кратко ознакомиться с методом «Совопрактика»
«Совопрактика» — это метод психолого-педагогического сопровождения ребёнка в возрасте от 2 до 14 лет. Метод состоит из психологических игр и упражнений.
Авторы метода: Татьяна Мамина кандидат психологических наук, преподаватель психологии личности СПбГУ, руководитель научно-методического центра «Сова-Нянька», Евгения Юдина ритмист, методист центра «Сова-Нянька», Карпинская Валерия доктор психологических наук, главный научный сотрудник центра «Сова-Нянька».
Метод «Совопрактика» построен на естественно-научном подходе, основанном на современных достижениях в области когнитивной психологии и нейронауки. Авторы многих идей, которые дали старт развитию метода – это выдающиеся российские и советские учёные. (Аллахвердов В.М., Выготский Л.С., Бернштейн Н.А., Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н. и т.д.)
Основная цель занятий — создать те условия, ту среду, которая будет побуждать ребёнка к образованию собственной двигательной и познавательной активности.
Задачи:
1. Научить видеть проблему.
2. Сформировать умение выдвигать гипотезы и задавать вопросы. Развить психику ребёнка на основе активизации ориентировочной деятельности.
3. Развить способность генерирования новых движений в нестандартных ситуациях.
4. Развить и улучшить психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь и т. д.).
5. Развить и улучшить эмоционально-волевую сферу.
Занятия по методу «совопрактика» проходят в 3 этапа и имеют единую структуру.
Первое занятие. Пробное. (Предварительная диагностика) ребенок выполняет задания по заданной схеме (таблица, карта наблюдений).
1. Этап Адаптация. Этап предварительного ознакомления с оборудованием и средой Дома Совы. Количество занятий: 2-4
Цель: наладить отношения с ребенком, создать атмосферу безопасного пространства, познакомить со снарядами и средой ДС.
Этап делится на 2 части:
- Около снарядов (знакомство со снарядами и средой ДС, создание психологически безопасной среды (обойти, перешагнуть, перепрыгнуть, пролезть под и т.д.).
- На снарядах (ребенок осваивает движения на снарядах (стоять, лежать, спрыгнуть, раскачаться, запрыгнуть, вращаться).
2. Этап Практика. Этап практического овладения различными двигательными навыками. Количество занятий: 6-10
Цель: развить основные двигательные навыки, когнитивные процессы.
Занятия имеют линейный маршрут, четкая последовательная структура.
Делится на 2 части
- Двигательная или когнитивная задача имеет 1 решение, ограничение движений накладывает только задача
- Задача имеет два и более решения, ограничение накладывает и задача, и среда
3. Этап Закрепление. Этап совершенствования, полученных знаний, закрепление умений.
Цель: закрепить полученные знания и умения
Маршрут сложный не линейный (снаряды висят высоко, между ними большое расстояние)
Проблемная ситуация повышенной сложности.
Делится на 2 части: Количество занятий: 5-10
Ведущий не вмешивается в процесс поиска ребенком способа решения когнитивных и двигательных задач.
Создать условия, в которых ребенок сам конструирует, придумывает и проходит маршрут (2 занятия).
Все занятия вне зависимости от этапа построены по единой структуре:
1. Знакомство/приветствие.
2. Вводный этап. (Ведущий информирует о цели занятия (проблема). Рассказывает историю, сюжет, сказку. Осуществляет переход из реального мира в мир сказки с помощью стимулов-средств (залезают под плед или одеяло, надевают шапкупортал и т.д.).
3. Основной этап.
- Разминка (пятиминутная физическая зарядка).
- Практическое освоение заданий.
- Решение двигательных и когнитивных задач.
Заключительный этап (подведение итогов). В конце каждого развивающего занятия проводится сбор обратной связи в форме совместного подведения итогов и результатов проделанной работы.
Завершение занятия. Ребёнок получает поощрительный приз в виде медали, «волшебного» предмета и т. д. Ребёнок получает домашнее задание.
Дети с удовольствие посещают наши занятия.
А также мы активно знакомим родителей и педагогов с Домом Совы.
Представляем Вашему вниманию видео
«Сенсомоторная среда – мир сказок и фантазий»